IGRA PSY CLUB
Теоретический материал:
"Проявление ребёнка по возрастам
и особенности развития психики на каждом этапе"

Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этом уроке мы подробно разберём основные этапы, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до взросления.

0 - 3 года
Кризисы развития:
• Относятся к нормативным процессам, необходимым для личностного развития
• Дисбаланс в жизни и деятельности человека, провоцирующий неразумное с точки зрения
личности и социально неадекватное поведение
• Возникает при столкновении с препятствием которое не может быть устранено способами
решения проблемы, известными из прошлого опыта
• Разрушение всего внешнего, не укоренённого, и проявление внутреннего, укорененного,
действительно личного
• Разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка, механизм смены социальных ситуаций
Кризис рождения
•Полное изменение среды жизнедеятельности из воды на воздух, потеря всех ориентиров
•Начало работы новых жизненных систем:
•Дыхание
•Пищеварение
•Сосание
•Теплообмен
•Психологические изменения:
•Новые взаимоотношения с мамой
•Симбиотическая жизнь
•Приобретение базового доверия к миру и самому себе (от родителей ребенок
перенимает, что мир опасен или интересен и открыт для познания. Показателен период
первых самостоятельных попыток уползать, исследуя мир вокруг)
Малый кризис 1 года
•Освоение речи
•Проблемы с ориентацией в окружающем мире из-за противоречия природной системой
управления поведением и началом формирования вербальной системы
•Нарушение биоритмических процессов (сон и бодрствование)
•Нарушение в питании (отсутствие чувства голода)
•Угрюмость, плаксивость, обидчивость
Кризис самоопределения или 3х лет
•Установление четких границ - «Я», «мое»
•Сопротивление правилам и нормам образа жизни до 3 лет
•Стремление все делать самому
•Конфликты с окружающими
•Обесценивание взрослого, деспотизм
Причины непростого поведения:

•Ребенок осознает себя отдельно от мамы, от окружающей среды
•Формируется эго – личность ребенка
•Появляется потребность узнать себя путем установления отношений с другими, путем
определения собственных границ
Появляется потребность быть вовлеченным в принятие решений, иметь возможность
выбора – на все «нет»
•Потребность в безопасности - в доказательстве того, что отношения и правила стабильны,
и не меняются день ото дня
•Инстинкт противления
Противление в любом возрасте – это защитная реакция на осознаваемый контроль и
принуждение.

Противление не является осознанным актом, это инстинктивное поведение, присущее как
детям, так и взрослым.

Две важные функции:
1. Защищать основные работающие привязанности ребёнка от внешних влияний и
указаний.
2. Отстранять волю других, для того, чтобы дать место проявлению своей собственной
воли.



Что делать с противлением в любом возрасте:

- Не относитесь к проявлениям противления персонально. Это всего лишь инстинктивное
поведение.

- Избегайте того, чтобы последствием противления было разделение вас с ребёнком.

- Если вокруг ребёнка слишком много принуждения, то будьте готовы к противлению и
владейте своими реакциями.

- Относитесь к проявлениям противления, как к нормальной и естественной реакции.

- Чтобы повлиять на поведение, используйте структуры и ритуалы (не "потому что я так
решил", а "потому что так принято", "так повелось испокон веков", "в нашей семье такие
правила";).

- Обратите внимание ребёнка не на проявления его противления, а на последующий
контакт.

- Помните, прежде, чем руководить, надо завладеть вниманием (глаза, улыбка, кивок).
Сядьте перед ребёнком, глаза на уровне глаз, дружелюбно, но не заискивающе скажите
что нужно сделать, при этом кивайте головой и добейтесь ответного кивка и ответа «Да,
мама».

- Уменьшайте давление и принуждение. Многие взрослые ошибочно считают, что чем более командными будут их манеры, тем более послушными будут дети. Избегайте командного тона, предписаний, глаголов должен, надо, обязан. Не демонстрируйте слишком откровенно свои намерения. Употребляйте как можно меньше давления и принуждения.

- Уберите фокус с принуждения. И оставляйте возможность ребёнку делать выбор и демонстрировать свою волю (Не: "Ты должен идти в занятия!", а "Что тебе положить,
яблоко или бутерброд?")
Чего точно ждать не стоит в возрасте до 3-3.5 лет:
Послушания

Способности формулировать свое желание заранее, даже если ребенок говорит

Того, что будут «словесные инструкции»

Занимать себя самому ему еще сложно
Какие способы не работают:
Обещание приятных последствий не сразу

Фразы «Ну как же ты не понимаешь»

Прибегание к логике ребенка (лобные доли в мозге еще не развиты, чтобы логически
мыслить или анализировать. Примерно с 2,5 лет первый примитивный анализ
начинается)
Почему ребенок говорит «плохая мама»?
Малыш злится на вас

Ему кажется, что вы его не поняли

У него еще так много слов в личном словаре, но эти хорошо действуют

Ребенку плохо, но он не знает еще, ему плохо снаружи или внутри (расстроен, зол,
боится)
Потребности ребенка
Истерики у ребенка – это сигнал о неудовлетворенной потребности.
Какие потребности у ребенка 0-3?

Потребность в порядке
Порядок необходим ребенку также, как рыбам нужна вода (порядок в расположении вещей,
использованию по назначению того или иного предмета)

Совершенствование движения
Двигаюсь, чтобы расти. Пробую свою силу. Совершенствуюсь, чтобы быть похожим на взрослого. Двигаюсь и изучаю возможности своего тела.

Освоение языка
От лепета к фразам – письму – чтению – написанию рассказов (в старшем возрасте)

Безопасность
Желание Исследовать
Научиться уверенно Двигаться
Желание обрести Самостоятельность и Независимость
Научиться Общаться с другими людьми
Быть полезным
Привязанность
Привязанность это человеческая склонность/тяга к отношениям. Характеризующаяся стремлением к поддержанию контакта и близости.
Гордон Ньюфелд, канадский психолог, автор книги «Не упускайте своих детей», создал модель развития на основе привязанности.

Каждый новый способ привязываться появляется у ребенка каждый год в течение
первых 6 лет жизни , однако, никогда не поздно углубить привязанность на всех шести уровнях. Потенциал привязанности может быть реализован в любом возрасте.

Дети спонтанно «проваливаются» в более глубокий уровень привязанности, если:
- условия благоприятны (им тепло и безопасно)
- их собственное сердце мягкое (они способны чувствовать уязвимые чувства).
6 уровней привязанности:

1 уровень. Уровень ощущений
Зрение, вкус, слух, обоняние, осязание

2 уровень. Уровень похожести
Стремится быть похожим, имитирует, повторяет: речь, интонации, движения, поведение, предпочтения.

3 уровень. Принадлежность и преданность
Быть частью семьи, группы; принадлежать кому-то; обладать чем-то или кем-то; принимать чью-то сторону, оставаться на одной стороне; подчиняться, быть хорошим;

4 уровень. Уровень значимости
Быть значимым, важным, особенным, желанным, полезным, иметь статус, уважение, чтобы ценили и восхищались

5 уровень. Уровень любви
Ребёнок отдаёт своё сердце тем, к кому привязан. Очень уязвимый уровень. Сердце должно быть мягким. Дети рисуют и дарят сердца.

6 уровень. Уровень познанности
Не может ничего скрывать от вас, делится своими секретами. Доверяет свои мысли, чувства, переживания. Это тяга к психологической близости, стремление быть познанным. Осознание, что "кто-то меня понимает"

3 - 7 лет
Кризис 3х лет

Этапы кризиса
1. Начало
2. Кульминация (когда совсем тяжело)
3. Появление новых навыков – ребенок подрос
4. Период относительной стабильности

Период негативизма – на все «нет» идет на снижение интенсивности
- В это время ребенку еще кажется, что он большой, а вы ничего не понимаете
- Ребенок думает, что, говоря нет, он ведет себя как взрослый
- Если вы становитесь на одну линию с ним, начинается настоящая война

Что делать, когда на все – ответ «нет»
- Сделайте паузу, дайте ему время, чтобы его «отклинило»
- Максимально возможная «невовлеченность» на протест ребенка
- Убрать мысли, что «вы плохой родитель» и испортили ребенка

Помеха завершению кризиса: непоследовательность реакций родителя и постоянное
соглашение с ребенком во всем (так называемое отсутствие границ), потому что он будет
искать границы, двигаясь все дальше, как бы нарываясь.
Что нового появляется в возрасте 3 - 7 лет:

Воображение (сюжетно-ролевая игра, рассказы)
Коммуникативность (развитие речи , сюжетно-ролевая игра)
Произвольность и самостоятельность (детский тайм-менеджмент, поощрение за то, что
они смогли самостоятельно сделать, а не наказание)
Самооценка (формируется уверенность в себе)
Особенности возраста

  • Ребенок до 7 лет природно эгоцентричен и это нормально
  • Дети в возрасте от 3 до 5 находятся в царстве воображения и фантазии
  • Дети начинают лгать из-за страха наказания
  • Активные дети обладают более высокой самооценкой
Страхи возраста 3-5 лет:
Дети боятся сказочных персонажей, боли, резких звуков, воды, транспорта,
темноты, одиночества, замкнутого пространства;
Страхи возраста 5-7лет: смерти, одиночества, нападения животных, огня;
Потребности 3 - 6 лет

- Регулярность, порядок, ориентир.
- Проявление воли
- Освоение моделей социального поведения
- Развитие языка
- Совершенствование движения и координации
- Утончение чувств, развитие эмоционального разнообразия
- Магическое мышление (с 4-5 лет ребенок убеждён, что его мысли материальны, если он пожелал кому-то недоброе - это сбудется)
Что делать, если ребёнок врёт?

Определите, настоящее ли это вранье или фантазия? Часто это сочинительство между 3 и
5 годами. Посмотрите в глаза, если отводит, то да

Поисследуйте, почему он сочиняет? Критерии настоящего вранья – это выгода, желание
уйти от последствий его действий

Проанализируйте, нет ли большого количества запретов

Не реагируйте жестко (типа «врунишек могу посадить в тюрьму»)

Включайте мягкое чувство юмора («это белка унесла конфеты», «аа, знаю я эту белку, у
белочки вот такое красивое платье в горошек как у тебя..»)

Не застревать в эпизоде вранья или фантазии, надо «поставить точку» и переключиться.
Что уже не работает:

Способы отвлечения внимания и техники переключения
Прямые просьбы в 80% случаев не работают, пробуйте создать просьбу через игру, в фантазийной обертке (давай ты будешь роботом на Марсе), способ «давай я тебе посчитаю» (на какой счет ты соберешь все)
Базовые правила и границы
Привязанность это человеческая склонность/тяга к отношениям. Характеризующаяся стремлением к поддержанию контакта и близости.
Развитие личности ребёнка зависит от того, насколько точно он сумеет оценить:
- что находится в его власти, а что - нет
- в какой мере он способен управлять тем, что в его власти
- каким образом он может приспособиться к тому, чем управлять не в силах

Базовые правила и границы

  • запрет на причинение боли себе и другим (1-2 года)
  • закон джунглей: "моё", "твоё", "чужое", "меняемся"
  • правило "подожди": родитель, тоже человек, у других людей есть свои желания (с 2х лет)
  • правило нормального тона: не любой голос может быть услышан
  • правило "не вклинивайся, не прерывай разговор"
  • режимные правила (с 3х лет)
  • правило домашних обязанностей (с 3х лет)
  • бытовая самостоятельность (с 3х лет)
  • семья - это иерархия, есть то, что не решают дети (3-4 года)
  • правила взаимодействия в игре с ровесниками (4-5 лет)
  • "умей беречь покой другого человека" (с 5,5 лет)
  • правила "трёх звонков"

Как ребёнку запомнить правила:
- рисовать рисунки и развешивать (рисунки в виде дорожных знаков и комиксов)
- мнемонические приёмы (считалки, запоминалки) - пропевание и проговаривание постоянно
- использовать моменты нейтральной ситуации

Что мешает усвоить правила
- введение большого количества правил одновременно
- неподходящее время
- непоследовательность родителей
- излишняя деликатность, потворствующий тип воспитания
- сомнения родителей "вправе ли я настаивать"
- неумение родителей выносить плач ребёнка
- нет договорённости между взрослыми
- индивидуальные особенности усвоения правил у ребёнка (ребёнок с ярким темпераментом, эмоциональные сложности, ребёнок-провокатор, единственный ребёнок или ребенок вокруг которого много тревожного внимания, интеллектуальное развитие и речь)
Эмоциональные сбои в возрасте 4-6 лет
Обида
Разочарование
"Ты же мне обещала"
Очень сильные желания
Амбивалентные, противоречивые чувства одновременно (когда и люблю, не могу без мамы / папы и в то же время они меня очень злят)

Если дети не хотят здороваться
- очень чувствительный ребёнок
- очень властный ребёнок
- у ребёнка мало коммуникативного опыта

Почему у ребёнка появляются страхи?
- накопление информации
- богатое воображение
- "классический возраст" страхов
- мнительность ребёнка из-за темперамента

Как помочь ребёнку, который боится?
- Не говорить «перестань»
- Не предлагать пересилить страх
- Не думать, что если вы скажете, что предмета страха не существует, он перестанет бояться
- Стараться , наоборот, поговорить о страхе с ребенком через игру с фигурками, лепку,
рисование; предложить какой-нибудь предмет или игрушку, который будет защищать
ребенка во время сна или периоды особых переживаний.
7 - 12 лет
Младший школьный возраст
Характеристики:
Физическая выносливость, большой запас сил
Отделение от семьи, хочется устанавливать новые контакты
Желание вырваться из закрытой среды
Групповой инстинкт
Способность функционировать в обществе
Потребность в героическом примере
Хотят познать основы морали
Чувствительны к тому, что хорошо, а что плохо
Не терпят лжи, возраст грубости
Интерес ко всем аспектам жизни
Чувство ответственности
Исследователи культуры
Готовы планировать будущее
Воображение и абстракция
Развитие интеллекта
Ведущая деятельность - учебная
Если возникают сложности с восприятием информации и удержание внимания, письмом и координацией возможные причины – "застревание" в разных рефлексах

Рефлекс Галанта СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Рефлекс Моро
гиперстимуляция ведёт к "борись или беги" ответу
гиперчувствителен к любым стимулам, организм всегда в тонусе
СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Лабиринто-тонический рефлекс
СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Асимметричный шейный тонический рефлекс
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
(координация глаз-рука, трудности слежения за строкой, письмо, различие лево и право)

Симметричный шейный тонический рефлекс
СМОТРЕТЬ ВИДЕО
координация глаз-рука
копирование
баланс
Ответственность взрослых:

  • поддерживать возможность групповой деятельности
  • быть ролевой моделью
  • доверять детям
  • помогать детям в обретении независимости
  • помогать поддерживать порядок
  • простые, понятные, справедливые правила
  • вдохновлять
  • юмор
Переходный возраст
Пред подростковый с 8ми лет.
Младший подросток с 9,5-10 лет до 12 лет
Физиологические и психологические изменения в этот период:

Физиология:
- Довольно неожиданное и резкое начало (Ребенок меняется быстрее, чем мы успеваем
перестроить свои реакции на него)
- Ребенок не понимает, что с ним происходит (Понимать и объяснить – это могут родители)
- Маркер - изменение запаха
- Ребенок очень резко вырастает в длину или формируется взрослая фигура.
- Кажется, что ребенок делает многое нарочно – кричит, срывается, не слышит.
- Перевозбуждение и/или усталость / угрюмость (Часто мы не хотим признавать действие
гормонов)
- Непрогнозируемые вспышки (Сейчас абсолютно взрослый - через полчаса ребенок,
особенно на запрет смотреть целый день в экран)
- Горькое раскаяние при отсутствии давления
- Увлечение чем-то ненадолго

Психологические особенности:
- Новообразование - возникновение самосознания (Ребенок будто просыпается, как будто
раньше это был не он. Часто именно с этого момента люди помнят себя связно)
- Активно строится самооценка. По принципу извне. Каковы «зеркала», таково и отношение к себе. Обязательно нужно видеть реакцию на себя, даже отрицательную.
- Впервые становятся очень важными разговоры с ровесниками (родители тоже влияют, но
подросток пытается всячески это влияние отрицать
- Отрицание – базовая психологическая особенность возраста
- Глобальный поиск себя (важна внешность, от любого изъяна могут расстроиться – больше
девочки, мальчики переживают за собственную эффективность, результативность , совсем
не обязательно в учебе, и за рост)
2 варианта развития пубертата:
Быстрое созревание:
всё происходит очень быстро, в 13 лет ребёнок выглядит как взрослый
голова не успевает
реакции родителей сразу меняются, хотя ребёнок всё ещё ребёнок
Медленное созревание:
В 14-15 лет еще выглядит как ребенок
В 6-7 классе еще заинтересован учебой
С большой осторожностью принимает новое в подростковой среде
Скорее всего не популярен у противоположного пола
Чего точно не следует ждать от ребенка:

Послушания
Постоянной вежливости
Ровного настроения
Постоянного ровного отношения к учебе
Понимания границ собственных возможностей (Все это – в зоне ближайшего развития)
Того, что он станет сам понимать ваши чувства
Что будет помнить про домашние обязанности и стараться сделать больше, если ему
ничего от вас не надо



Что делать?

Пытаемся принять. Относимся как к погоде, она переменчивая Очень важно научиться видеть, что перемены состояния подростка связаны не с вами в 80% случаев

Да, они реагируют на наши слова, и часто – неадекватно. Но дело не в детях, а в возрастных особенностях их психики. И это не значит, что можно все!

Сравнивать только с ним самим, а не с ребенком соседки – золотое правило.

Не судить по худшим моментам, а судить по тому времени, когда он адекватен.

Не сравнивать с собой в детстве, особенно если он на вас в принципе не похож.
Вопросы, которые помогут понять свои особенности реакций на подростка и его проявлений:

Ваше собственное взросление было быстрым или скорее медленным?
Сравнивали ли вас с кем-либо, пока вы взрослели?
Вспомните, пожалуйста, самую смешную фразу вашего ребенка про его восприятие вас.
12- 14 лет
Время большого количества эмоциональных вспышек
У подростка ощущение, что в нем не видят взрослого

- Не считаются с его мнением
- Не разделяют его ценностей
- Не слышат его
- Игнорируют
- Диктуют свои условия
- Считают его ребенком
Рекомендации для родителей

Как защититься от "взрывной волны"
- Прогнозируем ситуацию
- Ловим начало вспышки и стараемся не вовлекаться внутренне
- Не пытаемся воспитывать в этот момент

Как выстроить собственную «диагностическую систему» для
предугадывания вспышек подростка
1. Что меняется в поведении вашего подростка перед вспышкой?
2. Как он выглядит?
3. Что меняется в его речи?
4. В какие дни и в каких ситуациях он предрасположен вспыхивать?
5. Когда вы не можете его гасить и утешать?

ПОМНИМ:
Родитель все-таки взрослый. И удерживание ситуации – не ответственность подростка. Для того, чтобы вспышек было меньше стоит пробовать уменьшить ощущение ответственности
Если вы видите, что вас провоцируют – об этом стоит сказать с юмором. И – стоп игра. Если можете не вовлекаться – не вовлекайтесь!

Любовь и принятие – основа всего. Мы любим тебя разным!!
Но это не значит, что тебе все можно
И это не значит, что ты не будешь прилагать усилий
И это не значит, что я буду отступать в те моменты, когда ты расстраиваешься и
сопротивляешься

Пошаговая передача ответственности:
Уроки
Тайминг (контроль за временем)
Режимные моменты
Учитывать, что будет снижение успеваемости, довольно сильное и длинное
Не пасовать!!
Чего точно не должно быть:
Постоянно разрастающегося по объёмам обоюдного крика

Ощущения войны острой или позиционной

Мыслей "раз всё так, я проиграл, у меня ничего не получилось"

"Из этого ребёнка ничего не выйдет"
Восприятие подростком своих собственных границ
Когда внутри ему трудно – внешние границы могут не ощущаться
В отношениях с родителями им крайне важно границы подчеркивать

Как выглядят в глазах подростка «личные зоны» окружающих?
Как что-то, значительно менее важное, чем его собственная личная зона
Как что-то, что сложно разглядеть
Как что-то, что ограничивает его в правах

Самостоятельность в этом возрасте:
Элементарное самообслуживание
Ответственность за регулярные дела
Способность распоряжаться карманными деньгами
Умение ориентироваться во времени
Как вернуть подростка к «норме»? И есть ли норма?
Говорить только в нейтральное время!
Останавливать силой только в тех случаях, когда нельзя иначе
Каждые полгода пересматривать понятие «дисциплина» и «послушание»
Как выглядит перегруженный подросток?

Очень нервный, хотя физиологически пик пубертата прошел или еще не наступил
Не успевает делать то, что любит
Помнит об уроках и занятиях даже тогда, когда не надо
Головные боли, трудности с засыпаением и другая соматика

Быстрые при стрессе ускоряются ещё больше и доходят до истерики.

Медленные - ещё сильней замедляются и впадают в ещё большую прострацию.
Характер сложностей, связанных с физиологией в пубертате:
Реакция на собственное «несанкционированное» возбуждение
Страх, что это ненормально
Невозможность поговорить

Типичные «болевые точки» подростков при разговорах на тему созревания и любви
Как не нажимать на них специально?
Внешность
Объект влюбленности
Предыдущий опыт
Ваш собственный опыт
Ошибки подростка, даже грубые.
Помните!
Как только начинаете морализировать – останавливайтесь!
Как только потеряли равновесие – прекращайте!
Если интуитивно чувствуете, что обязаны сказать именно сейчас – говорите!
14 - 18 лет
Старший подростковый возраст
Что появляется нового: самоопределение, выбор будущего пути, определение цели и смысла будущей жизни, определение профессии и той деятельности, которая нравится.

Становление формально – логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления и рефлексии.
13-14 лет сформирован психотип ребенка, который будет проявляться на протяжении всей жизни

Очень важно ребенку знать свои особенности строения психики, чтобы опираться на сильные/базовые и не переживать по поводу менее сильных, уметь их делегировать другим или «брать» их у тех, кому они легче даются. А также знать, где «закопана» самооценка ребенка именно этого психотипа, чтобы уделить этому внимание.
4 типа конфликтов с подростком
1 тип – мелкие поводы и реакция связанная с общей нестабильностью.

Игра “достань мамочку”: подростки очень хорошо знают, как включить наши сильные эмоции
Но иногда они делают это не специально. Полезно знать свои болевые точки. Очень часто взрыв происходит от бессилия.
2 тип – гиперопека и несамостоятельность подростка или наоборот ваша полная выключенность.

Какой вы видите структуру вашей семьи?
Чьи интересы учитываются в первую очередь?
Есть ли личная зона у вашего подростка?
Есть ли у каждого из родителей личная зона?
Знает ли ребенок, что у вас тоже есть свои желания и предпочтения?
3 тип – долгая история отношений и сложностей с принятием ребенка или других детей в семье, ощущение ребенка, что его не любят

Признаки: парадоксальное поведение, странные поступки, провокации во вред себе

Мысли: меня не слышат; я им не интересен; они все решают за меня, мое мнение ничто; они всегда больше любили …( брата, работу, друг друга, себя);

Чего лучше не делать?
Сравнивать с сиблингами и детьми знакомых
Говорить о своей ( или любого другого взрослого) героической юности, сравнивая с собой
Говорить неискренне – у подростков на это чутье особое…

ЛУЧШЕ! В нейтральное время сесть, поплакать вместе и поговорить
4 тип – непростые ситуации или состояния взрослых, в которых ребенок не виноват

Большие трудности в жизни взрослых
Недовольство браком
Глобальные изменения семейной ситуации
Проблемы со здоровьем

Подросток всего этого не распознает - И не должен - он центрирован на себе
Дела взрослых для него непрозрачны, хотя на уровне эмоций он многое чувствует

Какими способами можно помочь подростку?
Наладить свою взрослую жизнь
Обозначить время, пока будет непросто
Или популярно объяснить подростку, что он не виноват
Упражнения для развития мозга и когнитивных функций
«Двойные рисунки»
Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста.

Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.

Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.


«Крюки Деннисона» 
Стоит выполнить перед сложной умственной задачей, контрольной работой, экзаменом,
публичным выступлением.

Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение состоит из двух частей.
Часть 1
1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, что бы локти оказались направленными вниз.
4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное.

Часть 2
1. Поставьте ступни параллельно.
2. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.
3. Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.


«Ленивые восьмерки»
Следующие упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям.

1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

Комплекс упражнений К. Ханнафорд «Мудрое движение»
Можно выполнять во время активной умственной работы или перед ней.

Упражнение 1.
«Перекрестные шаги» - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются
одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Перекрестные шаги - осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.

Схема упражнения:
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Движение идёт от плеча.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
Повторить 4–8 раз.

Упражнение 2.
Упражнение «кнопки мозга» обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

Схема упражнения:
1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
2. Положите одну руку ладошкой на пупок.
3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга,
воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на
пупке остается неподвижной. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.
5. Поменяйте руки и повторите упражнение.