Развитие личности ребёнка зависит от того, насколько точно он сумеет оценить:
- что находится в его власти, а что - нет
- в какой мере он способен управлять тем, что в его власти
- каким образом он может приспособиться к тому, чем управлять не в силах
Базовые правила и границы- запрет на причинение боли себе и другим (1-2 года)
- закон джунглей: "моё", "твоё", "чужое", "меняемся"
- правило "подожди": родитель, тоже человек, у других людей есть свои желания (с 2х лет)
- правило нормального тона: не любой голос может быть услышан
- правило "не вклинивайся, не прерывай разговор"
- режимные правила (с 3х лет)
- правило домашних обязанностей (с 3х лет)
- бытовая самостоятельность (с 3х лет)
- семья - это иерархия, есть то, что не решают дети (3-4 года)
- правила взаимодействия в игре с ровесниками (4-5 лет)
- "умей беречь покой другого человека" (с 5,5 лет)
- правила "трёх звонков"
Как ребёнку запомнить правила:- рисовать рисунки и развешивать (рисунки в виде дорожных знаков и комиксов)
- мнемонические приёмы (считалки, запоминалки) - пропевание и проговаривание постоянно
- использовать моменты нейтральной ситуации
Что мешает усвоить правила- введение большого количества правил одновременно
- неподходящее время
- непоследовательность родителей
- излишняя деликатность, потворствующий тип воспитания
- сомнения родителей "вправе ли я настаивать"
- неумение родителей выносить плач ребёнка
- нет договорённости между взрослыми
- индивидуальные особенности усвоения правил у ребёнка (ребёнок с ярким темпераментом, эмоциональные сложности, ребёнок-провокатор, единственный ребёнок или ребенок вокруг которого много тревожного внимания, интеллектуальное развитие и речь)