Внутренний ребёнок — это часть нашей личности, которая во многом определяет наше состояние и поведение.
Если ребёнок полон сил и энергии, может радоваться жизни и удивляться ей, то человеку легко жить и творить. Если же контакт с Внутренним ребёнком нарушен или внутри нас живёт обиженный и несчастный ребёнок, то жизнь будет казаться тоскливой и безрадостной, сил на свершения не будет.
Так же рядом с ребёнком живёт наш Внутренний родитель, который на него влияет, разрешая или запрещая ему проявлять себя. Значит, если мы хотим поменять свою жизнь, то работать нужно и с Внутренним ребёнком и с Внутренним родителем.
Проявление этих частей личности — следствие нашего опыта, особенно взаимоотношений с родителями. Как с нами в детстве поступали, так и мы поступаем с другими и с самим собой.
Внутренний родитель выполняет в личности те же функции, что и реальный: поддерживает или унижает, разрешает или запрещает, вдохновляет или останавливает. А главное — контролирует.
Но так как это всё же часть нашей собственной личности, то всё это мы делаем сами с собой. Речь идёт о самоподдержке или самоуничижении, самокритике или самоконтроле. Естественно, что взрослый человек сам собой управляет. Но Внутренний родитель может быть хороший (гармонично функционирующий) или плохой (дисфункциональный).
В первом случае у человека всё в порядке, а во втором возникает множество различных проблем. Человек с дисфункциональным Внутренним родителем: не может сам себя поддержать, имеет неадекватную самооценку, постоянно ждёт оценки и одобрения окружающих, склонен к самообвинению, постоянно контролирует себя и своё поведение, избыточно требователен к себе, часто имеет психосоматические заболевания.
При таком Внутреннем родителе Внутренний ребёнок чувствует себя некомфортно и неуютно. Работать нужно и с тем, и с другим.
В первую очередь, необходимо восстановить позитивные части Внутреннего родителя: самопринятие, самооценку, самоподдержку.
Психолог становится для клиента хорошим родителем: поддерживает его, оберегает, поощряет, создаёт ощущение безопасности. Клиент достраивает своего Внутреннего родителя, компенсируя то, что не получал в детстве. Параллельно с этим процессом происходит знакомство с Внутренним родителем: какой он, как себя проявляет, в каких ситуациях появляется, к чему побуждает.
Образ Внутреннего родителя необходимо визуализировать: рисовать, лепить, воображать, дать ему имя. При этом не менее важно создать понятный образ Внутреннего ребёнка. Когда эти две части личности имеют чёткие образы, можно начать работу с их взаимоотношениями: организовать их «встречу». С помощью определенных техник психолог помогает организовать этот процесс.
Главное, чего нужно достичь в этом контакте: удовлетворение потребностей Внутреннего ребёнка. Именно он главный в этой паре. Когда станет понятно, как можно вызывать «хорошего родителя», нужно закрепить эти способы, чтобы использовать их в нужное время.
Родитель и ребёнок должны подружиться и понять друг друга. Работа над собой состоит в том, чтобы понять «Чего я хочу сейчас?» (позиция Внутреннего ребёнка), «Что я должен для этого сделать?» (позиция Внутреннего родителя) и «Что я могу?» (позиция Взрослого). Этот внутренний диалог позволяет правильно строить отношения с самим собой и чувствовать себя самодостаточным.