Блог психолога Киры Проценко
Родители и дети

Родительство и сложные дети

«Неудобный» родитель для ребёнка

Самостоятельность, развитие ответственности у ребёнка не всегда связаны с его великим желанием.

Довольно часто дети конфликтуют с родителями, потому что им очень хочется посопротивляться, в связи с определенным характером или возрастной тенденцией проверить психологические границы мам и пап.

Поэтому мы как родители можем оказаться очень неудобными для своего дитя.

Самое главное, как мы это переживаем?

Боимся ли мы, что он нас «перестанет любить», если мы будем более настойчивыми и четкими? То есть потерять близость с ним.

Переживаем, что не выдержим натиска ребёнка в виде злости и агрессии? Будто мы потворствуем таким образом, что он вырастет жестоким и нервным от наших правил.

А тем временем ребёнок всеми своими действиями стимулирует родителей стать более Взрослыми. И научиться быть Основой для своих детей, которые могут выдержать любое сопротивление, неприятные эмоции и проявления, не обвинив себя или ребёнка в том, что какие-то не «удачные» /плохие.

Я для себя решила, что и дети, и родители могут быть очень неудобными друг для друга. И это не плохо само по себе.

Самое главное, как мы проживаем это неудобство, и не насилуем ли мы себя/ребёнка, подстраивая под принятые и «комфортные обществу» стандарты?

Мама неудобного и чувствительного ребёнка

Думаю многим будет полезно узнать, что не только в моем профессиональном опыте, но и в родительском, есть такая тема.

Мой старший ребёнок - холерик, кто знаком с понятием темперамента.

Его тип нервной системы- сильный, легко возбудимый, тяжело переносящий новое.
Реагирует эмоционально и с нытьём (не могу подобрать другого слова) практически на все, что ему предлагают.

И при этом не видит никаких преград, если ему что-то нужно. Поговорка «вижу цель 🎯- не вижу препятствий». Правила - это не про него. Он рождён, чтобы их нарушать. Даже если он сказал да, вряд ли он это сделает, пока несколько раз не напомнишь. Внимательность - нет, не слышали, хотя развиваем спец упражнениями.

Высокая утомляемость в разных активностях, при взаимодействии с новыми людьми, выражающаяся в истерике, нытьё, претензиях. «Ну и ребёнок, намучаешься ещё в переходном возрасте» - довольно частая фраза от окружающих.

🙅‍♂️Наверное, лучше остановиться, продолжать можно бесконечно.

👩‍👦❤️Это , конечно, не заставляет любить сына меньше, и не умоляет его способностей и внутренних возможностей, которых немало.

🙌Для чего я это пишу?
Чтобы мы как родители по максимуму осознали, что мы не виноваты в этом. Это не наша ответственность, что у вашего ребёнка психика устроена именно таким образом.

А потом просто приняли это и организовывали вашу и семейную жизнь определенным образом, чтобы меньше напрягать психику ребёнка. Это точно не всегда возможно. Тогда нужно научиться «из ресурса» реагировать на поведение ребёнка.

🐏Для меня это образ «сын -барашек», или «сын - зомби». Я воображаю, что пока эта кнопка в виде таких программ включается автоматически, и я не могу с этим что-то сделать, будто наблюдаю это со стороны. Главное - не принимать на свой счёт в эти моменты.

❤️Мне нравится с клиентами находить особенные способы взаимодействия с детьми. И радоваться, что есть прогресс!

Что делаю я как мама?

❤️Во-первых, я ЛЮБЛЮ и ПРИНИМАЮ его таким, какой он есть. Его особенность реагировать на разные ситуации. Я так и говорю себе: «это мой сын, он такой!»
Мне очень непросто, но я его люблю. Иногда мне нужно побыть с ним на расстоянии, но я точно не хочу без него жить. Это такая «сверка» с самой собой, что все в порядке в наших отношениях.
Кстати периодически и ему задаю вопросы, даю проективные рисуночные задания на то, как он относится ко мне как маме, и что он бессознательно чувствует от меня.


❤️Стараюсь давать ему больше времени на раскачку перед каким-то делом. Например, я сказала сегодня, что пора сесть и сделать задание в учебной тетради, он сказал, что устал и не будет Я не стала сразу же настаивать на этом, просто напомнила ему условия о которых мы договаривались заранее. Он полежал минут 10-15 на диване. Сел и сделал.

❤️Не даю ему многоэтапные задания. У него на них сопротивление в виде нытья или просто отказа это начинать. Называю ему одно дело, выполнят, подбадриваю и через время, прошу о другом. Иногда звоню по телефону и говорю о следующем.

❤️Много разговоров в виде обсуждения, проговаривание и составление договоренностей в нейтральное время (заранее, когда никто не устал и не раздражён).
В моменте кажется, что это впустую, но я вижу отсроченный результат.

❤️Периодически ставлю себя на его место и вспоминаю, что мне тоже могло многого не хотеться. И я тоже сопротивлялась и увиливала от заданий. Да и сейчас тоже хочется, но я не могу себе позволить. Очень много того, что должна. А его я не закармливаю «долженствованием», а самосознание ещё недоразвито в силу возраста.

❤️Благодарю сына за проявление заботы обо мне, семье, друзьях и сторонних людях. Если понаблюдать, этого много. Главное - ЗАМЕЧАТЬ И ИМЕТЬ ПРИВЫЧКУ БЛАГОДАРИТЬ!

❤️Смотрю на него спящего, он такой беззащитный и ещё РЕБЁНОК. Особенно когда сильно разозлюсь на него, стараюсь через время пообнимать его, или просто прийти и посидеть возле кровати во время сна.

Что вам отзывается из того, что я делаю. Что вы применяете или готовы попробовать? 🙏